Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность. Взаимодействие родителей и детей играет ключевую роль в формировании эмоциональной и личностной сферы ребёнка. На всех этапах развития, благодаря постоянному контакту с родителями, ребёнок учится регулировать свои аффективные взаимоотношения с окружающим миром и осваивать различные техники для стабилизации аффективных процессов. Нарушения внутрисемейных отношений могут привести к проблемам в психическом развитии ребёнка.
Семейное благополучие оказывает значительное влияние на формирование личности ребёнка. Его представления о себе, самооценка и отношение к себе во многом зависят от отношения родителей, их восприятия и понимания ребёнка, а также от качества привязанности.
Когда ребёнок вырастет, у него уже будут сформированы определённые черты характера, моральные принципы и духовные ценности. Именно этими качествами он будет руководствоваться в будущем, принимая важные решения. Детские впечатления оказывают огромное влияние на дальнейшую жизнь человека, определяя его поведение и образ жизни. Семья передаёт культурные традиции, исторический опыт и модель поведения, которые формируют личность на всю жизнь. Даже если человек забудет о своих детских переживаниях, они всё равно останутся в подсознании и могут повлиять на его решения.
Вопросы, связанные с семьёй и её влиянием на развитие ребёнка, интересовали людей с древних времён. В работах таких философов, как Платон, Аристотель, Я. А. Каменский и Ж.-Ж. Руссо, можно найти размышления об этом. Они касаются роли семьи в воспитании и формировании личности, а также её воздействия на дальнейшую жизнь человека.
В России изучением данной темы занимались такие выдающиеся учёные, как Н. И. Новиков, А. Н. Радищев, В. Ф. Одоевский, А. И. Герцен, Н. И. Пирогов, Н. А. Добролюбов, К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой, А. С. Макаренко и В. А. Сухомлинский. В нашей стране также известны исследователи, занимающиеся изучением особенностей формирования личности ребёнка, такие как М. И. Буянов и С. В. Ковалёв.
Таким образом, семейные отношения играют огромную роль в формировании личности ребенка. Взаимодействие между родителями и детьми оказывает влияние на различные аспекты их развития, такие как эмоциональная стабильность, самооценка, уровень агрессивности, общение, уверенность в себе и другие.
Проблема исследования: как детско – родительские отношения влияют на формирование личностных качеств у мальчиков и девочек?
Цель исследования: изучить влияние детско – родительских отношений на формирование личностных качеств у мальчиков и девочек.
Объект исследования: детско – родительские отношения.
Предмет исследования: детско – родительские отношения в формировании личностных качеств у мальчиков и девочек.
Гипотеза исследования: определённые типы детско-родительских отношений могут оказывать различное влияние на формирование личностных качеств у мальчиков и девочек.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть понятие и типы детско-родительских отношений.
2. Изучить особенности влияния детско-родительских отношений на формирование личностных качеств у мальчиков и девочек.
3. Определить роль детско-родительских отношений в формировании личностных качеств у детей.
4. Провести эмпирическое исследование влияния детско – родительских отношений на формирование личностных качеств у мальчиков и девочек.
5. Разработать рекомендации для родителей по формированию личностных качеств у мальчиков и девочек.
Теоретико-методологическая основа исследования: основывается на работах отечественных и зарубежных психологов, таких как Л. Л. Баландина, О. А. Карабанова и других.
Исследование базируется на изучении детско-родительских взаимодействий, самооценки детей и их связи с полом ребёнка и родителя. В работе используются опросники И. И. Марковской и С. Якобсона, а также методы статистической обработки данных, такие как t-критерий Стьюдента и корреляционный анализ Пирсона.
Методы исследования: анализ, синтез, сравнение, обощение, классификация.
База исследования: ДОУ … города… В исследовании участвовали 50 семей — дети старшего дошкольного возраста и их родители, всего 150 человек
Структура работы: курсовая состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
Детско-родительские отношения — это система межличностных установок, ориентаций, ожиданий в вертикальном направлении по возрастной лестнице: снизу вверх (диада «ребёнок — родители») и сверху вниз (диада «родители — ребёнок»), определяемых совместной деятельностью и общением между членами семейной группы [16, с. 89].
Изучение типов семейных взаимоотношений подразумевает учёт их воздействия на формирование поведения и индивидуальных особенностей ребёнка. Каждая семья имеет определённую систему воспитания, которая может быть неосознанной. Эта система включает понимание целей воспитания, определение задач и применение методов обучения, основанных на том, что допустимо и недопустимо в отношении ребёнка.
Психологи выделяют четыре типа воспитания в семье и соответствующие им четыре типа семейных отношений, которые являются предпосылками и результатами их возникновения: диктат, опека, невмешательство и сотрудничество.
Диктат — тип, при котором родители устанавливают жёсткие правила и требования для ребёнка, не учитывая его индивидуальные особенности и потребности. В результате возникают отношения, основанные на подчинении и контроле со стороны родителей.
Опека — это тип воспитания, при котором родители чрезмерно заботятся о ребёнке, стремясь удовлетворить все его потребности и желания. В таких отношениях ребёнок становится зависимым от родителей, не учится самостоятельно принимать решения и справляться с трудностями.
Невмешательство — данный тип, при котором родители предоставляют ребёнку полную свободу действий, не вмешиваясь в его жизнь и не оказывая ему поддержку. В результате возникают отношения, основанные на отсутствии взаимопонимания и доверия между родителями и ребёнком.
Сотрудничество — когда родители и ребёнок совместно принимают решения, обсуждают проблемы и поддерживают друг друга. В таких отношениях возникают гармоничные и здоровые отношения, основанные на взаимном уважении и поддержке [4, с. 19].
Семейное воспитание играет важную роль в формировании личности ребёнка. Важными факторами являются воспитательные позиции родителей, которые определяют общий подход к воспитанию. При изучении типологии семейного воспитания рассматриваются воспитательные установки и позиции родителей. Оптимальная родительская позиция характеризуется адекватностью, гибкостью и прогностичностью. Адекватность означает способность родителей видеть и понимать индивидуальность своего ребёнка, замечать изменения в его внутреннем мире.
По мнению С. А. Спиваковской, некоторые исследователи пытались классифицировать типы воспитания, основываясь на степени эмоциональной привязанности родителей к своим детям. Были выделены два основных типа, а остальные представляют собой промежуточные варианты с разной степенью проявления эмоций.
1. Семьи, где отношения основаны на любви и принятии, придерживаются принципа: «Ребёнок — центр моих интересов». Нежность, разнообразные занятия и забота о детях и их развитии проявляются в поведении родителей.
2. Семьи с неприязненными отношениями, где ребёнок воспринимается с отвращением. Родительское отношение может быть выражено следующим образом: «Я ненавижу этого ребёнка и не хочу о нём заботиться». Родители проявляют безразличие к детям, жестокость и стремятся минимизировать общение с ними [18, с. 65].
В исследовании А. Т. Шмелёва и Т. М. Афанасьевой основное внимание уделяется изучению уровня свободы ребёнка и способности человека контролировать своё поведение. Они выделили два крайних типа: чрезмерная опека и излишняя требовательность [20, с. 111].
Чрезмерная опека характеризуется следующей установкой родителей: «Сделаю всё для ребёнка, полностью посвящу ему свою жизнь». В поведении родителей наблюдается полное попустительство, сочетающееся с чрезмерной опекой.
Излишняя требовательность. Установка родителей может быть выражена утверждением: «Не хочу ребёнка таким, какой он есть». В воспитании преобладает критика ребёнка, отсутствуют похвалы и поощрения.
В ходе многочисленных исследований психологи обнаружили, что наиболее точная оценка типов семейного воспитания возможна только при учёте нескольких аспектов. Поведение родителей рассматривается в системе координат, одна из осей которой отражает эмоциональный аспект отношения к ребёнку, а также поведенческие и другие аспекты. Различные комбинации крайних значений позволяют выделить четыре типа воспитания.
1. Тёплое ограничивающее воспитание характеризуется эмоциональным вниманием к ребёнку и чрезмерным контролем над его поведением.
2. Тёплое воспитание предполагает сочетание заботы о ребёнке с предоставлением ему свободы и инициативы.
3. Холодное разрешающее воспитание подразумевает некоторую холодность со стороны родителей и предоставление ребёнку определённой свободы.
4. Холодное ограничивающее воспитание связано с критическим отношением к ребёнку, придирчивостью и преследованием его самостоятельных действий [10, с. 56].
В дальнейшем были определены и другие стили семейного воспитания, такие как:
- хаотический стиль (непоследовательное руководство) — отсутствие единой стратегии воспитания, противоречивые требования к ребёнку и разногласия между родителями в выборе методов воспитания;
- опекающий стиль (гипертрофированная забота) — родители стремятся постоянно быть рядом с ребёнком, контролировать его действия и ограничивать самостоятельность, что может привести к формированию у ребёнка тревожности, беспомощности и замедлению социальной зрелости [3, с. 34].
Таким образом, детско-родительские отношения являются важной составляющей семейной системы и представляют собой непрерывные и продолжительные взаимоотношения, которые зависят от возрастных особенностей ребёнка и родителя.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология [Текст]: Учебник для студентов вузов/ С.Г. Абрамова. М.: Академический Проект, 2021. -672с.
2. Арутюнянц Э. Педагогический потенциал семьи и проблема социального инфантилизма молодежи.- Вильнюс.- 2020.- 46с.
3. Берг-Кросс Л. Терапия супружеских пар/ Перев. С англ. Н.Рассказовой, А. Багрянцевой.- М.: Изд-во Института Психотерапии, 2021.- 528с.
4. Гозман Л.Я., Алешина Ю.Е., Социально-психологические исследования семьи: проблемы и перспективы // Психологический журнал.- 2023 – 789 с.
5. Евдокимова Е. С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника [Текст] : методический материал / Е. С. Евдокимова. - М.: Сфера, 2018. - 96 с.
6. Захарова Е.И. Исследование особенностей эмоциональной стороны детско-родительского взаимодействия // Психолог в детском саду .- 2014.- 90 с.
7. Земская, М. Семья и личность [Текст] / М. Земская. М. 2009. — 133 с.
8. Зиновьева М.В. Взаимосвязь детско-родительских отношений и ненормативного поведения детей дошкольного возраста// Психологическая наука и образование.- 2019.- 890 с.
9. Карабанова О. А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: [Текст] учебное пособие / О.А. Карабанова. - М.: Гардарики, 2004. - 320 с.
10. Кошкарова Т. А. Психологический анализ проблем детскородительских отношений // Школа здоровья.- 2020.- 245 с.
11. Лисина М. И. Общение, личность и психика ребѐнка.- М.: Воронеж, 2014.- 216с.
12. Минияров В. М. Психология семейного воспитания (диагностикокоррекционный аспект) [Текст]. - М.: Московский психолого - социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2020.- 256 с.
13. Мухина В. С. Возрастная психология: [Текст] феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов.- 6-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2020. - 456 с.
14. Нартова-Бочавер С. Психология личности и межличностных отношений. – М.: Из-во ЭКСМО-Пресс, 2021- 678 с.
15. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования [Текст]: учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е.И. Артамонова, Е.В.Екжанова, Е.В.Зырянова и др.; под ред. Е.Г.Силяевой. - 4-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 192с.
16. Репринцева, Г. И. Детско - родительские отношения в современной семье [Текст] // Социальная педагогика в России. Научно - методический журнал. 2010, № 2. – 89 с.
17. Свирская Л. В. Работа с семьей [Текст]: необязательные инструкции: Методическое пособие для работников дошкольных образовательных учреждений [Текст]. - М.: ЛИНКА - ПРЕСС, 2017. - 176 с.
18. Спиваковская А. Психотерапия: игра, детство, семья [Текст] / А. Спиваковская. Изд-во ЭКСМО – Пресс. 2020.-356с.
19. Фомина, Л. К. Понятие и типы детско-родительских отношений / Л. К. Фомина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 2 (61). — С. 704-707. — URL: https://moluch.ru/archive/61/9043/ (дата обращения: 19.10.2024).
20. Шмелев А. Г. Острые углы семейного круга (Психология обыденной жизни). – М.: Знание, 2020. – 96с.